НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ    ГАЛЕРЕЯ    НОВОСТИ    ДРУЗЬЯ    ГОСТЕВАЯ КНИГА   
Наш логотип

В этом разделе:

Введение
Три века русского силуэта
     I. Художник Ф.Г.Сидо
           Произведения
Краткая библиография

Введение: краткий курс истории силуэта в России

ИСТОРИЯ искусства силуэта восходит к петроглифам - наскальным рисункам, росписям древнегреческих ваз, куклам восточного теневого театра, архитектурной резьбе по дереву. Термин "силуэт" произошел от фамилии француза, жившего в XVIII веке: канцлер герцога Орлеанского, незадачливый министр финансов Этьен де Силуэт не был "изобретателем" силуэтного искусства, однако его любительские "штудии" вылились в одно из замечательных явлений в культуре и изобразительном искусстве многих стран. В порядке историческом можно напомнить, что силуэтным искусством увлекались Свифт, Гете, Лафантер, Наполеон, Андерсен.

В Россию силуэт пришел из Франции в середине XVIII века, и этим событием мы обязаны художнику Ф. Сидо, который специально был приглашен для портретирования Екатерины II и ее приближенных. Большое количество портретов выполнил Иоган Антинг, сочетавший мастерство превосходного силуэтиста с карьерой адъютанта и биографа фельдмаршала А. В. Суворова. Усилиями этих художников был создан блестящий памятник силуэтного искусства - альбом "Двор императрицы Екатерины II" (1799). Силуэт сразу стал фактом дворянской культуры. Искусству силуэта обучали в пансионах. Одиночные и групповые силуэтные портреты украшали стены покоев в богатых дворцах и жилищах средней руки, ими были заполнены дамские альбомы.

Лучшим мастером силуэта начала XIX века был граф Федор Толстой. Его пейзажи с батальными или сельскими сценами в силуэтах, искусно вырезанные из бумаги, хорошо передают увлечения общества пушкинского времени. Вторая половина XIX века не оставила сколько-нибудь заметного следа в истории русского силуэта. Счастливое исключение - это иллюстрации Е. Бем, оставившей силуэтные иллюстрации к произведениям И. Тургенева и многочисленным книгам для детей.

В XX веке наиболее частой сферой бытования силуэта была книжная графика, иллюстрации. Сообщники "Мира искусства", возвращаясь к традициям русской культуры прошлых веков, оценили прелесть силуэтных изображений: появились изумительные силуэтные иллюстрации Г. Нарбута к сказкам Г. Андерсена и басням А. Крылова. Силуэт предстает в работах Сомова, Добужинского, Александра Бенуа, Остроумовой-Лебедевой, Кустодиева. Елизавета Кругликова, взяв однажды ножницы в руки, нашла в искусстве силуэта столько удовлетворения, что уже не расставалась с ними до конца своей жизни. Она оформила силуэтами книгу "Париж накануне войны" (1914) Ее вдохновением создана несравненная галерея силуэтных портретов известнейших писателей и художников "серебряного века" (Ахматова, Гумилев, Блок, Мандельштам, Пастернак, Эренбург и др.) К этому же времени относятся удивительные в своем совершенстве "белые силуэты" К. Воробьева, сохранившиеся в архивах художника Н. Харламова.

Начиная с 30-х годов силуэт был практически лишен права на существование в качестве художественного направления. Силуэт редко появлялся на выставках и почти не издавался. Казалось, что силуэт умер. Однако более близкое знакомство с работами современных художников обнадеживает. Магия силуэта по прежнему притягивает и профессионалов и любителей, т.к. силуэт всегда будит воображение и мысль.

Три века русского силуэта

Выпуск I. Художник Ф. Г. Сидо

СИЛУЭТ в Россию приходит в конце XVIII века. Родоначальником силуэтного искусства в России стал художник Сидо. Он приехал из Франции уже вполне зарекомендовавшим себя "художником ножниц". В Петербурге он работал всего лишь два года: с 1782 по 1784, и за столь короткое время создал около 200 портретов двора Екатерины II.

Вначале он исполнил портрет самой императрицы и преподнес ей с подписью "Приятнейшая тень Екатерины II, самодержицы Всероссийской". Члены августейшего семейства, адъютанты, камергеры, статс-дамы, дипломаты, артисты, музыканты, академики, меценаты, военачальники, фавориты - все пожелали иметь свои "тени" работы французского мастера.

Все силуэты Сидо выполнены в ясной легкой манере, сохраняя для нас неповторимое очарование людей давно ушедшей эпохи. Скупыми средствами силуэта отражены приметы тех лет: детали платья, костюма, украшения. А какое разнообразие дамских причесок!

В 1899 вышел в свет двухтомник "Двор Императрицы Екатерины II, ея сотрудники и приближенные, 189 силуэтов". Эту "галерею теней" некогда собрал коллекционер Петр Кириллович Разумовский, а опубликовал Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий, получивший ее в наследство сто лет спустя. Вот несколько портретов из этой книги, давно ставшей библиографической редкостью:

[Галерея работ Ф.Сидо]

В следующих выпусках мы продoлжим экскуpсию в историю русского силуэта.

Краткая библиография

Исторический раздел нашего сайта использует материалы с разрешения авторов книг по истории искусства силуэта в России:

  • Э.В.Кузнецова. Искусство силуэта. Л., "Художник РСФСР, 1970
  • Н.М.Полунина, А.И.Фролов. Приятнейшая тень. М., "Классика плюс", 1997


  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ    ГАЛЕРЕЯ    НОВОСТИ    ДРУЗЬЯ    ГОСТЕВАЯ КНИГА   
  Организация: Галерея силуэтных миниатюр | Дизайн Антон Фролов | Размещение Владимир Наймарк


RLE Banner Network